Разработка Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ)
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Статья 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
п. 1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Разработка проекта ПДВ и оформление разрешения на выбросы обеспечивают предприятию:
соблюдение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды (невозможность применения штрафных санкций);
уменьшение расходов на оплату ежеквартальных экологических платежей (в 5 раз);
повышение конкурентоспособности предприятия при участии в тендерах и конкурсах на выполнение различных работ для муниципалитетов и предприятий;
укрепление имиджа предприятия.
Отсутствие Проекта ПДВ и разрешения на выбросы на предприятии это:
административное нарушение (размер административного штрафа на граждан - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток); Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ 2001 г.)
увеличение расходов на оплату экологических платежей (применяется повышающий пятикратный коэффициент);
снижение конкурентоспособности и ослабление имиджа предприятия.
Нормирование выбросов, разработка проекта ПДВ, получение разрешения на выбросы регламентируется следующими законодательными и нормативно – методическими документами:
ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы.
ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
"Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)" (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 N 192).
Методическое пособие по расчету нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. ОАО "НИИ Атмосфера".СПб. 2012 г.
Постановление Правительства РФ № 183 от 02.03.2000 г. "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него".
Приказ МПР России № 579 от 31.12.2010 г. "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию".
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (утв. Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650).
Положение об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух (утв. Постановление правительства РФ № 847 от 28.11.2002 г.).
Терминология
вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха;
предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов;
временно согласованный выброс (ВСВ) - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса;
мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.
Срок действия разрешения на выбросы
Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу устанавливается на срок:
5 лет (при наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается);
1 год (если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных ВСВ).
Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет) для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов.
Разделы проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ)
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включает следующие разделы:
Титульный лист.
Сведения о разработчике и список исполнителей.
Реферат.
Содержание.
Введение.
1. Общие сведения о хозяйствующем субъекте.
2. Характеристика хозяйствующего субъекта как источника загрязнения атмосферного воздуха.
2.1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования.
2.1.1. Расчеты показателей удельных технологических выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
2.2. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.
2.2.1. Перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.
2.2.2. Перечень источников и загрязняющих веществ, не подлежащих государственному учету и нормированию.
2.3. Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
3. Расчеты рассеивания выбросов в атмосферном воздухе и предложения по нормативам ПДВ.
3.1. Предварительная оценка влияния выбросов вредных веществ источниками хозяйствующего субъекта на загрязнение приземного слоя воздуха.
3.2. детальные расчеты загрязнения приземного слоя воздуха.
3.3. Мероприятия по снижению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух и оценка достаточности.
3.4. Расчеты загрязнения атмосферы на перспективу.
3.5. Предложения по нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
4. Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на предприятии.
5. Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ.
Список использованных источников.
Приложения.
Перечень документов, представляемых в составе приложений к Проекту ПДВ
Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов ПДВ санитарным требованиям.
Отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.
Ситуационная карта-схема.
Результаты инструментальных замеров концентрации загрязняющих веществ (с приложением аттестата аккредитации лаборатории).
Гигиенические сертификаты на сырье, материалы.
Режимные карты на котлоагрегаты.
Паспорта на ПГУ.
Сведения об информировании о НМУ.
Письма о привязке к городской системе координат, о климатических характеристиках, о фоновом загрязнении атмосферы.
Документы, характеризующие хозяйствующий субъект как источник загрязнения атмосферы.
Инвентаризация источник выбросов
На момент разработки проекта ПДВ у хозяйствующего субъекта должны быть проведена инвентаризация источников выбросов.
При использовании расчетного метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются расчеты, выполненные в соответствии с действующей нормативно-методической базой. Расчеты представляются в полном объеме, отдельно по каждому источнику и ингредиенту и сопровождаются комментариями по обоснованию принятых величин и коэффициентов.
При использовании инструментального метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются протоколы замеров концентрации по каждому источнику и веществу, с указанием мест и продолжительности отбора проб, использованных методов определения концентрации и приборного обеспечения.
Срок рассмотрения Проекта ПДВ
Проект ПДВ подвергается санитарно-эпидемиологической экспертизе - 30 дней.
Выдача санитарно-эпидемиологического заключения - 10 дней.
Рассмотрение проекта ПДВ и выдача нормативов выбросов - 30 дней.
Выдача разрешения на выбросы - 30 дней.
Согласование плана НМУ - 30 дней.
Размер государственной пошлины за выдачу лимитов – 3500 рублей
Реквизиты для оплаты госпошлины размещены на официальном сайте органа государственного экологического контроля.